der Doktor (gasloff) wrote,
der Doktor
gasloff

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Пиджак как предмет большой церковной политики, или Чем заняться Фанару на Дальнем Востоке?



В июне Константинопольский Патриархат, претендующий среди остальных Православных Церквей на роль чуть ли не Папского престола, т.е. стремящийся руководить всеми автокефальными и самоуправляемыми Церквями и объясняя им как дальше жить, оказался замешан в презабавнейшей истории. Всем известно, что Греция находится в состоянии перманентного экономического кризиса. И естественно, что кризис бьет по экономике Элладской Православной Церкви, хоть и обладающей широкой автономией, но все-равно подчиненной Константинопольской Православной Церкви. При этом туризм вообще и религиозный туризм в частности является достаточно существенным источником доходов Греческой республики. Потому Элладская Православная Церковь уделяет ему особое внимание. С этим самым вниманием и связаны произошедшие недавно события.



Когда в мае 2012 года состоялся первый визит архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима в Москву, в составе предствительной делегации его сопровождал и глава Синодального отдела по паломничеству митрополит Додонский Хризостом. Тогда греков Россия интересовала не только просто как братская православная страна, но и как источник большого числа паломников и религиозных туристов. А в январе 2013 года Элладская Православная Церковь подписала даже отдельный протокол с профильным греческим министерством. Министр туризма Греции Ольга Кефалоянис прокомментировала его тогда следующим образом: "Греция имеет огромный потенциал, особенно в области религиозно-паломнического туризма, который актуален в течение всего календарного года, и, конечно, способен дать новые рабочие места в регионе. По этому направлению мы подписали протокол о сотрудничестве с нашей Церковью. Вместе мы поощряем и предлагаем такой «продукт» в Греции, как религиозный и паломнический туризм. Интересно отметить, что этот вид туризма предполагает приезд не только единоверцев и единомышленников, но и представителей других религиозных конфессий, что чрезвычайно важно, потому что подобный интерес существует в разных странах - от Китая и Японии до стран Латинской Америки". Именно в Китае у греков и случился конфуз, который неожиданно получил свое отражение и на высоком церковно-политическом уровне.



Напомню, что первое документально подтвержденное знакомство китайцев с христианством относится к VII веку, тогда в эту великую восточную страну прибыла небольшая группа миссионеров-несториан. Они были радушно приняты при императорском дворе, и им было поручено перевести несторианские тексты для дворцовой библиотеки. В китайском языке их учение получило название «цзинцзяо», что можно перевести как «сияющая религия». Спустя три года после начала этого визита, в 638 году, христанство было официально признано в Китае. В последствии несториане смогли открыть в Китае около 400 своих монастырей. Правда в 845 году все они, вместе с буддийскими и даосскими, были закрыты по приказу императора Уцзуна. Следующими в Китае появились католические миссионеры, это произошло в 1234 году. К концу XIII века в Китае было уже около 30 тысяч католиков. Первыми православными в Китае стали албазинцы — пленные русские, которые были зачислены в конце XVII века в гвардию императора. Известно также, что уже в 1692 году несколько китайцев, в том числе один императорский чиновник, приняли крещение в русском православии. Заинтересованный в распространении православия в Китае, Пётр I направил православных миссионеров в Пекин. Китайское правительство рассматривало их как своих государственных служащих, обязанных обеспечивать духовное окормление состоящих на службе в императорской гвардии православных. На таком положении православные священники в Китае находились до середины XVIII века.

В в XVII—XX веках в Пекине действовала Русская духовная миссия в Пекине — церковно-политическое представительство Российской церкви и государства. До конца XX-го века ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Российской, не считала Китай входящим в орбиту своих интересов. В 1956 году Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана), чья кандидатура получила согласование и у гражданских властей Китая в Отделе культов при Госсовете КНР. Именно тогда в Китае впервые появился свой православный епископ. К сожалению, после смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (в 1962 году) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (в 1965 году) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. А в условиях начавшейся вскоре культурной революции внешняя жизнь КПЦ прекратилась. В 90-х годах прошлого века Русская Православная Церковь начала диалог с китайскими властями, инициатором этого диалога стал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 17 февраля 1997 года Священный Синод РПЦ постановил: "Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений."



В феврале 2009 года начальник Государственного управления КНР по делам религий Е Сяовэнь присутствовал на интронизации Патриарха Кирилла. В ноябре 2009-го Китай по приглашению Государственного управления по делам религий посетили представители государственной власти России и Московского Патриархата. В сентябре 2010 года уже китайская делегация посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви. А с 10-15 мая 2013 года Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первый в истории официальный визит главы Поместной Православной Церкви в Китай. Патриарх Кирилл совершил богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае, встретился с Председателем КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики Ван Цзоанем и другими официальными лицами. Встреча Патриарха Кирилла с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином была и вовсе первой в истории страны встречей руководителя Китайской Народной Республики с главой христианской Церкви.

В Китае всегда очень большое внимание уделяли и уделяют малейшим сторонам дипломатического протокола. Это заметно не только в политической сфере, но даже на обычных деловых переговорах. Просто неправильно переданная визитка может поставить на переговорах жирный крест. А в ситуации с переговорами о судьбе религиозных организаций, особенно когда такие организации вынуждены на данный момент пользоваться той или иной помощью иерархии иностранной для Китая стороны, все еще сложнее. Ведь какая-либо миссионерская деятельность иностранных проповедников находится под серьезным запретом. Существуют достаточно сильные ограничения для совершения иностранными священнослужителями религиозных обрядов на территории Китайской Народной Республики. И если та или иная Православная Церковь по-настоящему желает возрождения китайского православия, появления в этой стране православных общин и храмов - она должна считаться с правилами устанавливаемыми государством. Русской Православной Церкви до сих пор это удавалось. Как не было бы странно для европейца, но и как, напротив, совершенно понятно для китайца, все это хорошо видно в том, в каком внешнем виде передвигались по китайским городам православные иерархи и священнослужители в дни недавнего визита в эту страну Патриарха Кирилла. Они были в одежде положенной им по своему священному сану, с панагиями и наперсными крестами. Обратите внимание, что китайские власти разрешили такое иностранным иерархам, более того, не просто разрешили в таком виде передвигаться по Китаю, но и принимали наших архиереев в официальной обстановке, а также позволили совершать богослужения не только на территории посольства России, но и в бывших соборных храмах Китайской Православной Церкви в Харбине и Шанхае.



Так при чем же здесь пиджак? А вот при чем. Кроме Русской Православной Церкви на территорию Китая претендует и Константинопольский Патриархат. В 1996 году на территории бывшей британской колонии - в Гонконге была образована епархия Константинопольской Православной Церкви. Фанар тогда воспользовался значительно более либеральным религиозным законодательством этой автономной территории в составе КНР, где власти континентального Китая сегодня контролируют только вопросы обороны и внешней политики, оставив все остальное на усмотрение властей этого специального административного района. Создав на основе всего одного православного прихода целую митрополию Стамбул официально распространил ее юрисдикцию на Гонконг, всю КНР, Тайвань, Филиппины, Таиланд, Лаос, Вьетнам и Камбоджу. При этом Стамбул не стал отвлекаться на такую "мелочь" как историю русского православия в Китае, на существование на территории Китая православных верующих и храмов Китайской Автономной Православной Церкви. Правда на действия Константинопольского Патриархата не стали отвлекаться и китайские власти. И это очень хорошо было продемонстрировано во время событий июня 2013 года. Событий ставших причиной скандала в греческих православных кругах.

Даже во время диктатуры Черных полковников в Греции не видели серьезных гонений на Православную Церковь и ее священнослужителей. Это в Советском Союзе священнослужители были вынуждены надевать гражданскую одежду, когда выходили на улицу. Поэтому, до сих пор в Греции появление священнослужителя, а тем более иерарха, исполняющего свои обязанности, в партикулярном платье воспринимается по меньшей мере как скандал. Такой поступок священника может стать даже причиной для наказания по действующему каноническому праву. Скандалом обернулись и фотографии пришедшие из Китая. На них был запечатлен митрополит Хризостом Додонский, в светском пиджаке, без каких-либо знаков, говорящих о том, что он православный священнослужитель и архиерей, принявший участие в работе греческого стенда на Пекинской международной туристической выставке.



В адрес Додонского митрополита полетели обвинения чуть ли не в двуличии и секуляризме. Сам митрополит Хризостом пробовал объяснить случившееся политическим запретом православным священнослужителям находиться на территории КНР в приличной их сану одежде, но комментаторы вспомнили и привели пример того, в каком виде священнослужители сопровождали в Китае Патриарха Кирилла. На это официальные лица Элладской Православной Церкви уже ничего не могли ответить, а только ссылались на тот факт, что находились в Китае не по согласованию с Московской Патриархией, а с Гонконгской митрополией Константинопольской Православной Церкви. Всем обозревателям было понятно, что Китай сделал свой выбор по какому пути будет развиваться православие в этой стране. Не помогли и объяснения самой Гонконгской митрополии, опубликовавшей несколько дней назад свое коммюнике, в котором пришлось сообщить о том, что сама митрополия признана только парламентом Гонконга, а на территории остального Китая ей мешают получить признание "плохие воспоминания, которые оставила о себе в этом регионе Россия как колониальная держава, а также националистические притязания российского правительства и Русской Православной Церкви в последние годы". Правда как в Китае могут реализовываться "националистические притязания российского правительства и РПЦ" греки объяснить забыли. По сути же, Гонконгская митрополия и Константинопольская Патриархия просто расписались в своем бессилии решить проблему юрисдикции Стамбула над китайской территорией, которую сами и создали в 1996 году.

Интересно, станет ли эта история уроком для греков в Элладе и Стамбуле? Будут ли сделаны выводы, что все попытки, которые предпринимал Фанар за последние несколько лет, пытаясь создать проблемы для Русской Православной Церкви в Китае, Украине, Прибалтике, Закавказье и в Западной Европе, в конце концов заканчиваются либо ничем, либо откровенно патовыми ситуациями, ничуть не полезными для межправославных отношений?

Мы будем следить за развитием ситуации. Тем более, некоторое продолжение уже последовало на "островном Китае" - Тайване, о событиях на котором пойдет речь в одной из моих следующих публикаций.

Tags: church politics, Синоведение
Subscribe

  • А тем временем в Украине...

    А тем временем в Украине продолжаются события вокруг случившегося уже два месяца назад похищения монахинь одного Киевского монастыря. Как я и…

  • Шоу-мэны

    Сайт "Православие в Украине", со слов одного бульварного издания, рассказывает об очередном VIP-крещении с участием героя наших недавних публикаций…

  • Разное из Киева. О "деле Драбинко"

    Продолжает развиваться история, связанная с похищением в Киево-Печерской Лавре монахинь одного из киевских монастырей и последовавшего затем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • А тем временем в Украине...

    А тем временем в Украине продолжаются события вокруг случившегося уже два месяца назад похищения монахинь одного Киевского монастыря. Как я и…

  • Шоу-мэны

    Сайт "Православие в Украине", со слов одного бульварного издания, рассказывает об очередном VIP-крещении с участием героя наших недавних публикаций…

  • Разное из Киева. О "деле Драбинко"

    Продолжает развиваться история, связанная с похищением в Киево-Печерской Лавре монахинь одного из киевских монастырей и последовавшего затем…